Лечить наркоманию крайне сложно, и даже при условии привлечения всех возможностей для реабилитации статистика остается неутешительной, большинству так и не удается выбраться из бездны наркотической зависимости. Поэтому все меры нужно направить на профилактику этого явления, сделать так, чтобы у детей и подростков не возникало желания тянуться к опасным развлечениям. Ситуация усугубляется тем, что наркомания как болезнь заметно помолодела. Средний возраст начала употребления запрещенных препаратов составляет всего 17 лет, то есть даже до совершеннолетия. Токсикомания же развивается еще раньше, уже в 13-летнем возрасте. В особенно диких, хотя и редких случаях наркотическая зависимость диагностируется даже у 8-летних детей.
Профилактика наркомании как социально-опасной болезни не может находиться только в ведении медицины. Для повышения эффективности усилия необходимо объединять родителям, школе, психологам, полиции, общественным организациям и волонтерам. Ситуация усугубляется тем, что государство не выработало единую стратегию борьбы с этим злом, а некоторые его представители, получая криминальный доход от наркомафии, и вовсе саботируют любые профилактические меры.
Столь распространенные лекции о вреде наркотиков, которые по разнарядке читают в школах то психологи, то представители полиции, доказали свою неэффективность. Причем они в лучшем случае не приносят эффекта – в худшем же только провоцируют подростков на употребление наркотиков, так как порождают естественные для этого возраста любопытство и желание сделать все не так, как взрослые. Нужно понимать – о том, что наркотики это вредно и опасно, знают абсолютно все – точно так же, как все знают о вреде курения или алкоголя. Но далеко не всех это останавливает, а значит, принципы и подходы должны быть изменены.
Целевые группы для профилактики
Большинство специалистов-психологов сходятся в мнении, что пропаганда здоровой жизни и профилактика наркомании для старшеклассников крайне неэффективна, так как у них уже есть сформированное представление о мире, а воспринимать любые «нотации» им мешает юношеский максимализм.
Так что ориентироваться стоит на младшие классы. Уже с первых классов, то есть с 6-7 лет, есть смысл проведения профилактических встреч с использованием наглядных материалов в любом виде. Хороший эффект даст создание негативного образа наркозависимого, хотя здесь крайне важно не запугать детей, а объяснить им, что определенный образ жизни сказывается на внешности и поведении не лучшим образом.
Для более старших групп, в особенности в классах, которые находятся в группе риска, целесообразно проводить более наглядную профилактику путем посещения наркологических клиник в присутствии специалиста и даже беседы с теми, кто проходит курс лечения от зависимости. Такая мера, хоть и является обсуждаемой с этической точки зрения, однако проявляет высокую эффективность. Каждый подросток имеет возможность не со слов лектора, а лично и по рассказам прошедших через ад людей удостовериться, что именно его ожидает, если он начнет идти по этой дорожке. На подсознательном уровне закрепляется связка между наркотиками и концом здоровой жизни и всех перспектив.
В случаях, когда профилактические беседы проводятся непосредственно в подростковой среде, стоит помнить, что это достаточно сложная аудитория. Например, со старшеклассниками не подойдет манера общения в стиле лекции, чрезмерный пафос, фальш либо лицемерие. Кроме того, они с удовольствием будут ловить лектора на дилетантстве. А словив, полностью потеряют доверие к любой исходящей от него информации и будут скорее склонны сделать наоборот. Не исключены провокации и мелкое хулиганство со стороны аудитории, в особенности это характерно для сложных подростков, многие из которых уже имеют опыт употребления тех или иных наркотиков.
Целесообразным будет использовать во время таких бесед конкретные примеры последствий употребления – отравления и даже смертельные исходы. Показательными будут фотографии последствий действия наркотика «крокодил», которые пробирают даже самых стойких. Конечно, стоит рассказать и о том, какие проблемы с законом ожидали наркозависимых, как это повлияло на их жизнь.
Альтернатива – лучшая профилактика
Доказано, что подростки начинают употреблять наркотики не по причине какой-то природной распущенности, а в основном потому, что им нечем заняться. Серая будничная жизнь, которая их окружает, способствует бегству в наркотический транс, который поначалу кажется спасительным, а затем просто превращается в тюрьму.
Поэтому один интересный кружок моделирования, спортивная секция, волейбольная площадка или шахматный клуб способны сделать для профилактики наркомании в конкретно взятом местном сообществе больше, чем все лекции вместе взятые. Искусство, спорт, техника, наука, литература – жизнь подростков нужно наполнять не только школьными буднями, от которых – таковы уж особенности нашей обязательной школьной системы – иногда хочется сбежать подальше.
Конечно, немыслима правильная профилактика этого бича современного общества без всестороннего участия родителей и семьи в целом. Все начинается именно в семье – если родители не мыслят жизни без бутылки, то дети, предоставленные сами себе, с большой вероятностью повторят их маршрут либо начнут принимать наркотики. К сожалению, вести профилактику здорового образа жизни среди взрослых гораздо сложнее.
Но и во вполне благополучных семьях зачастую, чтобы избежать проблем с наркотиками, детям и подросткам просто нужно уделять больше внимания и любви. Не задаривать их подарками – но ненавязчиво вникать в проблемы, помогать их решать и участвовать в развитии и становлении своего ребенка. Иначе это место быстро займет улица в самом широком смысле.